КРАТКОСРОЧНЫЙ НЕДЕЛЬНЫЙ ПРОГНОЗ возможных чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области со 02 по 08 января 2025 г.
(подготовлен на основе информации ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС», управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, комитета ветеринарии Нижегородской области, министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области, управления государственной автоинспекции ГУ МВД России по Нижегородской области, министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, статистических данных)
I. Оправдываемость недельного прогноза
Прогноз за прошедшую неделю оправдался на 100,0 %.
II. Динамика синоптических процессов
Метеорологическая обстановка и прогноз погоды по данным ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС»:
За прошедшую неделю поступило 1 предупреждение о вероятности возникновения ЧС, связанных с опасными и неблагоприятными метеорологическими явлениями.
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
02 января облачно. Временами осадки (снег, мокрый снег, дождь), гололедные явления. Ветер юго-западный 6-11 м/с, отдельные порывы 13-18 м/с. Температура воздуха ночью -2…-7°С, днем -1…+4°С. Накат, гололедица.
03 января (по данным meteoinfo.ru) облачно. Временами осадки (снег, мокрый снег, дождь), гололедные явления. Ветер юго-западный 5-9 м/с. Температура воздуха ночью +1…-5°С, днем +1…-1°С. Накат, гололедица.
04 января (по данным meteoinfo.ru) облачно с прояснениями. Ночью местами небольшой снег. Ветер восточный, северо-восточный 4-6 м/с. Температура воздуха ночью -4…-13°С, днем -3…-9°С. Накат, гололедица.
05 января (по данным meteoinfo.ru) облачно, без осадков. Ветер южный 1-3 м/с. Температура воздуха ночью -6°С, днем -2°С.
06 января (по данным meteoinfo.ru) облачно, небольшие осадки. Ветер юго-западный 2-4 м/с. Температура воздуха ночью -2°С, днем +2°С.
07 января (по данным meteoinfo.ru) облачно, осадки. Ветер юго-западный 2-4 м/с. Температура воздуха ночью и днем +1°С.
08 января (по данным сайта gismeteo.ru) пасмурно, мокрый снег. Ветер северо-западный 3-7 м/с. Температура воздуха ночью -1°С, днем 0°С.
III. Гидрологическая обстановка
Сведения о водохозяйственной обстановке на водных объектах
(режим работы водохранилищ Волжско-Камского каскада)
Чрезвычайных ситуаций не зарегистрировано.
Толщина льда на водных объектах области по состоянию на 01 января составляет
2-20 см.
На территории области зарегистрировано 71 место массового выхода людей на лед, из них в 53 наблюдается выход рыбаков на лед (г.о. г. Нижний Новгород, г.о. г. Бор, г.о. г. Выкса, г.о. г. Чкаловск, г.о. Воротынский, г.о. Сокольский, Богородский, Вадский, Городецкий, Кстовский, Павловский муниципальные округа).
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне, предложений членов Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада, на период с 11.12.2024 по 20.01.2025 года включительно устанавливаются следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ каскада:
Рыбинского – средними за период сбросными расходами 650-750 куб.м/с, после снижения уровня до отметки 99,0 мБС – в режиме поддержания среднего уровня водохранилища в пределах отметок 98,9 – 99,0 мБС;
Нижегородского – средними за период сбросными расходами 1000-1200 куб.м/с;
Чебоксарского - в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе у плотины
гидроузла в пределах отметок 62,5 – 63,3 мБС, без учета сгонно-нагонных ветровых явлений.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
По состоянию на 01 января Горьковское водохранилище работает в штатном режиме.
Текущие данные по водохранилищу составляют:
- уровень воды в верхнем бьефе – 82,99 мБС (нормальный подпорный уровень (НПУ) – 84 мБС, форсированный подпорный уровень (ФПУ) – 85,5 мБС);
- уровень воды в нижнем бьефе – 66,51 мБС;
- объем – 7,32 куб. км (наполнение 46 %);
- расход – 1200 куб. м/с;
- приток – 1075 куб. м/с.
IV. Лесопожарная обстановка.
Космический мониторинг
За прошедшую неделю зарегистрирована 1 термоточка (АППГ – 1).
С начала года на территории Нижегородской области термоточек не зарегистрировано, АППГ – 0 термоточек.
V. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
По данным ТСРМАР (территориальная система радиационного мониторинга и аварийного реагирования), радиационный фон на территории Нижегородской области 6-16 мкР/час (в пределах естественных значений).
По данным центра мониторинга среды ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС», радиационный фон в г.о. г. Н. Новгород 15 мкР/час, что соответствует естественному фону.
VI. Экзогенная геологическая обстановка
В режиме «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» функционируют органы управления и силы Кстовского муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с опасной оползневой обстановкой в д. Караулово Кстовского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 1214 от 01.06.2021); в связи с угрозой жизни и здоровью людей вызванной активизацией оползневых процессов по ул. Волжский откос с. Работки Кстовского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 2613 от 07.07.2023).
VII. Биологические опасности
Эпидемиологическая обстановка
Эпидемиологическая обстановка в норме.
Эпизоотическая обстановка
Указами Губернатора Нижегородской области введены ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству в г.о. Перевозский, Ардатовском м.о., Городецком м.о., Гагинском м.о., Бутурлинском м.о., Сергачском м.о.
Всего 6 случаев на территории 6 муниципальных образований в 6 населенных пунктах.
№ п/п |
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Дата введения карантина |
Нормативно-правовой акт |
Животное, контакт с людьми |
1 |
Ардатовский м..о |
д. Докукино |
10.12.2024 |
Указ Губернатора №250 от 16.12.2024 |
собака (контакта с людьми нет) |
2 |
Городецкий м.о. |
д. Кожухово |
21.10.2024 |
Указ Губернатора №206 от 23.10.2024 |
лиса (контакт с человеком) |
3 |
Гагинский м.о. |
с. Юрьево |
23.10.2024 |
Указ Губернатора №213 от 26.10.2024 |
лиса (контакт с человеком) |
4 |
г.о. Перевозский |
д. Заключная |
29.10.2024 |
Указ Губернатора №214 от 01.11.2024 |
кошка (контакт с человеком) |
5 |
Сергачский м.о. |
с. Акузово |
06.12.2024 |
Указ Губернатора №253 от 16.12.2024 |
кошка (контакт с человеком) |
6 |
Бутурлинский м.о. |
р.п. Бутурлино |
06.12.2024 |
Указ Губернатора №245 от 11.12.2024 |
собака (контакт с человеком) |
|
6 МО |
6 НП |
|
|
|
XIII. Обстановка на системах ЖКХ
За прошедшую неделю ЧС не зарегистрированы.
Зафиксировано 247 нарушений режимов работы на объектах ЖКХ, из них 205 технологических нарушений:
- водоснабжение – 103, из них 93 - технологических нарушения;
- газоснабжение –42, из них 42 - технологических нарушения;
Зафиксировано 48 нарушений режимов работы на системах энергетики, из них
19 технологических нарушений.
IX. Обстановка по техногенным пожарам
За прошедшую неделю в г.о. г. Н. Новгород и области произошло 52 техногенных пожара, что находится выше уровня прошлого года (21) на 1,96%, и ниже среднемноголетнего значения (79) на 33,80 %.
X. Обстановка по ДТП
За прошедшую неделю количество ДТП с пострадавшими в г. Н. Новгород и области составило 63, что выше уровня прошлого года (61) на 3,28 % и ниже уровня среднемноголетнего значения (79) на 20,65 %.
XI. Параметры прогноза возможных ЧС
Прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных
гидрологическими источниками
В связи с началом процесса ледообразования на водных объектах области повышается риск провалов людей под неокрепший лёд рек и водоемов. Покров на водоемах формируется неравномерно, в связи с чем, увеличивается опасность при выходе людей на тонкий лед.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
активизацией оползневых процессов
На территории Нижегородской области существует опасность оползневых процессов. Наиболее вероятно проявление геологических процессов на территории Кстовского муниципального округа.
Прогноз рисков возникновения ЧС, обусловленных биологическими опасностями
Возникновение ЧС маловероятно.
Продолжится регистрация сезонной заболеваемости ОРВИ среди населения области.
Существует вероятность возникновения новых случаев заболевания животных бешенством. Наиболее неблагоприятными муниципальными образованиями по заболеванию животных являются муниципальные округа Ардатовский, Бутурлинский, Гагинский, Городецкий, Лысковский, Перевозский, Сергачский.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения
Количество аварий на объектах ЖКХ прогнозируется на уровне среднемноголетних значений (120-190).
Источник – длительная эксплуатация инженерных сетей (старение материала труб и заделки раструбных соединений, коррозионные процессы, разгерметизация стыков, появление свищей, раковин и т.д.).
Количество технологических нарушений (аварийных отключений) на системах энергетики прогнозируется на уровне среднемноголетних значений (10-40).
Источник – отключения, связанные с повреждением элементов электроустановок; отключения, обусловленные ложным срабатыванием устройств РЗА (релейной защиты и автоматики); несанкционированное воздействие посторонних лиц и организаций.
На территории всей области существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с повреждением газопровода низкого давления и внутриквартальных газопроводов вследствие наезда автомобильного транспорта, ДТП и проведения земляных работ.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
авариями на электроэнергетических системах
Количество аварий на объектах энергетики прогнозируется выше уровня среднемноголетних значений. Источник – повреждение элементов электроустановок, ложное срабатывание устройств релейной защиты и автоматики, несанкционированное воздействие посторонних лиц и организаций.
Прогноз рисков увеличения количества техногенных пожаров
На предстоящей неделе количество техногенных пожаров прогнозируется на уровне среднемноголетних значений (40-90). Источник – несоблюдение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, неосторожное обращение с огнем.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах из-за нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования на всей территории области.
Сохраняется вероятность отравления людей угарным газом при неправильном использовании печного и газового оборудования.
Прогноз рисков затруднения в движении транспорта и увеличения количества ДТП
Дорожно-транспортные происшествия
На предстоящей неделе количество ДТП с пострадавшими прогнозируется на уровне среднемноголетних значений (50-90). Источник – несоблюдение скоростного режима водителями и дистанции между транспортными средствами, нарушение правил обгона, низкая дисциплинированность водителей и пешеходов, ненадлежащее состояние дорожного полотна, погодный условия.
Прогноз рисков возникновения ЧС, связанных с авариями на железнодорожном,
авиационном и речном транспорте
Прогнозируется наименьшая вероятность возникновения ЧС и происшествий на железнодорожном, авиационном и речном транспорте.
XII. Рекомендации по реагированию на прогноз
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций:
- обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС;
- выполнить комплекс превентивных мероприятий и обеспечить готовность к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение необходимых режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение и информирование населения, а также работу со СМИ;
- организовать инструктаж и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС;
- обеспечить контроль за готовностью сил и средств районных звеньев ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации возможных аварий и ЧС;
- восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС;
- организовать силами муниципальной пожарной охраны, инструкторов пожарной профилактики, работников жилищных организаций, уличных комитетов, старост и социально активных граждан работу по профилактике пожаров в жилом секторе, в том числе проведение профилактических обследований домовладений и обучение граждан мерам пожарной безопасности. Особое внимание при этом обратить на места проживания (пребывания) неблагополучных граждан, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, неблагополучных семей, одиноких престарелых граждан (инвалидов), а также на противопожарное состояние многоквартирных домов с низкой устойчивостью при пожаре, соответствие в них требованиям пожарной безопасности электрического и газового оборудования, печного отопления;
- проверить работоспособность систем оповещения и пожаротушения, средств связи с экстренными службами и т.д.;
- организовать контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание;
- организовать на территории муниципальных образований противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности;
- организовать работу с органами внутренних дел и гражданами в части пресечения правонарушений и преступлений, связанных с нарушением пожарной безопасности;
- организовать разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о правилах поведения на массовых мероприятиях, о поведении на водных объектах;
- организовать доведение до населения через размещение в средствах массовой информации, на сайтах органов местного самоуправления муниципальных районов, муни-ципальных и городских округов Нижегородской области распространение памяток среди населения:
- совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования;
- продолжить реализацию мер по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильном, авиационном и железнодорожном транспорте;
- при реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание организации межведомственного взаимодействия;
- все земельные и строительные работы в пределах оползневой зоны должны вестись в строгом соответствии с СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» и с СП 436.1325800.2018 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов». При строительстве и эксплуатации земельных участков в оползневых зонах рекомендуется получение инженерно-геологического заключения о состоянии территории, проведение инженерно-геологических изысканий и разработка на основании проектной документации комплекса противооползневых мер;
- продолжить проведение профилактических, лечебных, карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий по борьбе с инфекционными и инвазионными болезнями животных;
- организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения.
- организовать неукоснительное выполнение Постановления Правительства Нижегородской области от 20.12.2024 № 808 «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима»:
- обеспечить проведение комплекса мероприятий, предусмотренных сезонной пожарно-профилактической операцией «Новый год», в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 2 сентября 2016 г. №599 «Об утверждении Положения о профилактике пожаров в Нижегородской области»,
- организовать дежурство ответственных должностных лиц на всех объектах и в местах, задействованных в проведении новогодних и рождественских праздников, с массовым участием людей. Обеспечить указанных лиц исправными средствами связи для экстренного вызова оперативных служб при возникновении пожаров и чрезвычайных ситуаций,
- провести с лицами, ответственными за проведение массовых мероприятий, руководителями учреждений, лицами, ответственными за пожарную безопасность, дежурным персоналом объектов, задействованных в проведении праздничных мероприятий, внеплановые противопожарные инструктажи и практические тренировки по отработке действий в случае пожара,
- принять меры к усилению на период проведения новогодних и рождественских праздников противопожарного режима в подведомственных муниципальных учреждениях социальной сферы с круглосуточным пребыванием людей, в том числе посредством увеличения численности смен дежурного персонала и организации повышенного контроля за осуществлением дежурства,
- принять меры (с учетом компетенции) по выполнению требований пожарной безопасности, предъявляемых к местам хранения и реализации пиротехнических изделий, В случае выявления незаконных мест хранения и реализации пиротехнической продукции немедленно информировать органы прокурорского надзора,
- организовать проведение инструктивных совещаний с руководителями организаций и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хранение и реализацию пиротехнических изделий, постановку и проведение шоу с применением огневых эффектов, на которых довести требования законодательства Российской Федерации, предъявляемые к данным видам деятельности, вручить под роспись соответствующие памятки (инструкции),
- определить муниципальными правовыми актами и оборудовать информационными стендами специальные места (площадки) для использования населением пиротехнических изделий (пуска фейерверков, салютов) с учетом обеспечения безопасных расстояний до зданий и сооружений. Обеспечить информирование населения об этих местах,
- принять меры по обеспечению боеготовности подразделений муниципальной и добровольной пожарной охраны в период проведения новогодних и рождественских праздников,
- организовать силами муниципальной пожарной охраны, инструкторов пожарной профилактики, работников жилищных организаций, старост и социально активных граждан работу по профилактике пожаров в жилом секторе, в том числе проведение профилактических обследований домовладений, сходов (встреч) с населением и обучение граждан мерам пожарной безопасности. Особое внимание при этом обратить на места проживания (пребывания) неблагополучных граждан, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками, неблагополучных семей, одиноких престарелых граждан (инвалидов), а также на противопожарное состояние многоквартирных домов с низкой устойчивостью при пожаре, соответствие в них требованиям пожарной безопасности электрического и газового оборудования, печного отопления,
- обеспечить исправное содержание и очистку от снега дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, пожарным гидрантам и водоемам. Обеспечить возможность забора воды пожарными автомобилями из естественных водоемов (оборудовать незамерзающие проруби),
- обеспечить (при необходимости) размещение детей из неблагополучных многодетных семей на период новогодних и рождественских праздников в социальных учреждениях интернатного типа (в соответствии с действующим законодательством),
- организовать противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности, в том числе доведение информации о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности, правилах пользования пиротехническими изделиями, складывающейся оперативной обстановке с пожарами посредством теле-, радио- и печатных средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе официальных сайтов администраций муниципальных образований, трансляции текстов на противопожарную тематику в местах массового пребывания людей (рынки, вокзалы и т.п.), распространения печатной продукции. Обеспечить проведение разъяснительной работы с детьми в образовательных организациях, в том числе, использовав для этих целей возможности средств дистанционного обучения.
- информировать население о введении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима и связанных с этим ограничениях и запретах.