ОПЕРАТИВНЫЙ ПРОГНОЗ возможных чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области на 26 ноября 2024 г.
(подготовлен на основе информации Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», Верхне-Волжского бассейнового водного управления, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области, ИСДМ Федерального агентства лесного хозяйства, комитета ветеринарии Нижегородской области, министерства энергетики и ЖКХ Нижегородской области, Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения ГУ МВД России по Нижегородской области, министерства лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Нижегородской области, статистических данных).
I. Оправдываемость оперативных прогнозов за прошедший период
Оперативный ежедневный прогноз за прошедшие сутки оправдался на 97 %.
II. Динамика синоптических процессов
Метеорологическая обстановка и прогноз погоды по данным Федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды»:
Обзор опасных гидрометеорологических и агрометеорологических явлений:
В прошедшие сутки температура воздуха днем +4,+8°, ночью -1,-3°. Осадки, местами сильные, ночью на юге области в отдельных районах сильный снег, гололедные явления, налипание мокрого снега. Ветер умеренный.
С 18 часов 25 ноября до 18 часов 26 ноября переменная облачность. Преимущественно без осадков. Ветер южный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -2…-7°С, днем 0…-5°С. Накат, гололедица.
С 18 часов 26 ноября до 18 часов 28 ноября переменная облачность. Преимущественно без осадков. Ветер южный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью -3…-8°С, днем 0…-5°С. Накат, гололедица.
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: не прогнозируются.
III. Гидрологическая обстановка
Сведения о водохозяйственной обстановке на водных объектах
(режим работы водохранилищ Волжско-Камского каскада)
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне, предложений членов Межведомственной рабочей группы по регулированию режимов работы водохранилищ Волжско-Камского каскада, на период с 11.11.2024 по 10.12.2024 включительно устанавливаются следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ каскада:
Рыбинского – до 20.11.2024 г средними за период сбросными расходами 650-700 куб.м/с,
- далее средними за период сбросными расходами 400-450 куб.м/с;
Нижегородского – до 20.11.2024 средними за период сбросными расходами 1050-1100 куб.м/с, с учетом регламента формирования диспетчерских графиков нагрузки,
- далее - средними за период сбросными расходами 850-900 куб.м/с;
Чебоксарского - в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе у плотины
гидроузла в пределах отметок
- 11.11.2024 – 20.11.2024 - 63,0-63,3 мБС,
- 21.11.2024 – 10.12.2024 - 62,8-63,3 мБС без учета сгонно-нагонных ветровых явлений.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
По состоянию на 25 ноября Горьковское водохранилище работает в штатном режиме.
Текущие данные по водохранилищу составляют:
- уровень воды в верхнем бьефе – 83,45 мБС (нормальный подпорный уровень (НПУ) – 84 мБС, форсированный подпорный уровень (ФПУ) – 85,5 мБС);
- уровень воды в нижнем бьефе – 66,23 мБС;
- объем – 8,00 куб. км (наполнение 71 %);
- расход – 821 куб. м/с;
- приток – нет данных.
Изменение уровней за сутки (см)
на реках области (+25) – (-14)
на р. Волге у Н. Новгорода (Чкаловская лестница) -14 см, отметка 63,77 м БС
На р. Волге 20.11.2024 г. наблюдается участок открытой воды протяженностью 114 км. На р. Оке 09.11.2024 г. наблюдается участок открытой воды протяженность. 627 км.
IV. Лесопожарная обстановка.
Космический мониторинг
По данным мобильного приложения «Термические точки» за прошедшие сутки на территории Нижегородской области термоточки не зарегистрированы, АППГ – 0 термоточек.
С начала года на территории Нижегородской области зарегистрировано 572 термоточки (468 – подтверждены, 104 – не подтверждены), АППГ – 629 термоточек, уменьшение на 9,06 % (- 57 термоточек).
V. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
По данным ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС», радиационный фон в г.о. г. Н. Новгород 12 мкР/час, что соответствует естественному фону.
VI. Экзогенная геологическая обстановка
В режиме «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» функционируют органы управления и силы Кстовского муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с опасной оползневой обстановкой в д. Караулово Кстовского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 1214 от 01.06.2021).
В режиме «ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ» функционируют органы управления и силы Кстовского муниципального звена территориальной подсистемы РСЧС Нижегородской области в связи с угрозой жизни и здоровью людей вызванной активизацией оползневых процессов по ул. Волжский откос с. Работки Кстовского м.о. (постановление главы местного самоуправления № 2613 от 07.07.2023).
VII. Биологические опасности
Эпидемиологическая обстановка
В Нижегородской области за неделю с 11 ноября по 17 ноября 2024 г. зарегистрировано более 16 тысяч случаев ОРВИ.
В рамках мониторинга за возбудителями ОРВИ за неделю обследовано более 13 тысяч человек: доминирует риновирус и микоплазма, также выделены вирусы парагриппа, аденовирусы, бокавирусы и сезонные коронавирусы.
Всего за прошедшую неделю зарегистрировано 504 случая COVID-19, что на 10,6% меньше чем за предыдущую неделю.
В целях недопущения распространения острых респираторных вирусных инфекций в образовательных учреждениях Управлением Роспотребнадзора вводятся ограничительные меры.
На 19.11.2024 г. в 3% образовательных учреждений региона (детские сады и школы) частично или полностью приостановлен учебный и воспитательный процесс. При обследовании заболевших детей были выделены риновирусы, парагрипп, аденовирусы, бокавирусы и микоплазма.
Управление Роспотребнадзора призывает родителей не отправлять детей с признаками респираторных инфекций в организованные детские коллективы (школы, детсады и пр.), а также ограничить посещение общественных мест людьми, не привитыми против гриппа.
Эпизоотическая обстановка
Указами Губернатора Нижегородской области введены ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству в г.о.г. Арзамас, г.о.г. Чкаловск, г.о. Перевозский, Ардатовском м.о., Вадском м.о., Пильнинском м.о., Дальнеконстантиновском, Городецком м.о., Гагинском м.о., Княгининском м.о.
Всего 12 случаев на территории 10 муниципальных образований в 12 населенных пунктах.
№ п/п |
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Дата введения карантина |
Нормативно-правовой акт |
Животное, контакт с людьми |
1 |
Пильнинский м.о. |
с. Бортсурманы |
17.09.2024 |
Указ Губернатора №178 от 20.09.20224 |
лиса (контакта с людьми нет) |
2 |
с. Арьевка |
01.10.2024 |
Указ Губернатора №190 от 04.10.2024 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
3 |
Ардатовский м.о. |
р.п. Ардатов |
11.09.2024 |
Указ Губернатора №173 от 19.09.2024 |
кошка (контакта с людьми нет) |
4 |
с. Леметь |
25.09.2024 |
Указ Губернатора №183 от 27.09.2024 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
5 |
Дальнеконстантиновский м.о. |
с. Симбилей |
17.09.2024 |
Указ Губернатора №177 от 20.09.20224 |
лиса (контакта с людьми нет) |
6 |
г.о.г. Арзамас |
с. Красное |
01.10.2024 |
Указ Губернатора №189 от 04.10.2024 |
лиса (контакт с человеком) |
7 |
г.о.г. Чкаловск |
с. Катунки |
02.10.2024 |
Указ Губернатора №191 от 08.10.2024 |
кошка (контакта с людьми нет) |
8 |
Вадский м.о. |
д. Болтино |
16.10.2024 |
Указ губернатора №201 от 17.10.2024 |
собака (контакта с людьми нет) |
9 |
Княгининский м.о. |
д. Соловьево |
17.10.2024 |
Указ Губернатора №207 от 23.10.2024 |
кошка (контакт с человеком) |
10 |
Городецкий м.о. |
д. Кожухово |
21.10.2024 |
Указ Губернатора №206 от 23.10.2024 |
лиса (контакт с человеком) |
11 |
Гагинский м.о. |
с. Юрьево |
23.10.2024 |
Указ Губернатора №213 от 26.10.2024 |
лиса (контакт с человеком) |
12 |
г.о. Перевозский |
д. Заключная |
29.10.2024 |
Указ Губернатора №214 от 01.11.2024 |
кошка (контакт с человеком) |
|
10 МО |
12 НП |
|
|
|
Африканская чума свиней
№ п/п |
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Дата введения карантина |
Нормативно-правовой акт |
Животное, контакт с людьми |
1 |
Тоншаевский м.о. |
п. Шерстки, ФКУ ИК-12, морозильная камера |
02.09.2024 |
Указ Губернатора №167 от 05.09.2024 |
патматериал селезенки свиньи |
В соответствии с Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утверждёнными приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 37, государственная ветеринарная служба проводит мероприятия по ликвидации очага африканской чумы свиней.
VIII. Обстановка на системах ЖКХ и электроснабжения
За прошедшие сутки ЧС не зарегистрировано.
Зафиксировано 37 технологических нарушений режимов работы объектов ЖКХ и энергетики, из них 35 аварийных и 2 плановых отключения:
- газоснабжение –17 аварийных отключений;
- центральное отопление – 2 аварийных отключения;
- водоснабжение – 8 аварийных отключений;
- электроснабжение – 10 (из них 8 аварийных отключений).
Готовность объектов ЖКХ к началу эксплуатации в осенне-зимний период 2024–2025 годов, составляет:
- котельные – 100,0% (1989 ед. из 1989 ед.);
- тепловые сети (в двухтрубном исчислении) – 100,0% (3919,5 км из 3919,5 км.);
- центральные тепловые пункты (ЦТП) – 100,0% (283 ед. из 283 ед.);
- тепловые насосные станции – 100,0% (36 ед. из 36 ед.);
- водозаборы – 100,0% (2638 ед. из 2638 ед.);
- водопроводные сети – 100,0% (12376 км из 12376 км.);
- очистные сооружения водопровода – 100,0% (156 ед. из 156 ед.);
- электрические сети – 100,0% (52193,7 км из 52193,7 км).
Созданы запасы топлива:
- уголь – 22,6 тыс. т (240 % от нормы);
- жидкое топливо – 0,840 тыс. т (196 % от нормы).
Пуск тепла выполнен на 100 % во всех муниципальных образованиях области.
IX. Параметры прогноза возможных ЧС
Прогноз возникновения ЧС, обусловленных гидрологическими источниками
По данным ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС в конце ноября – начале декабря, на 2-3 недели позже нормы ожидается появление плавучего льда на р.Ветлуга (ниже г.Ветлуга).
В связи с началом процесса ледообразования на водных объектах области повышается риск провалов людей под неокрепший лёд рек и водоемов. Покров на водоемах формируется неравномерно, в связи с чем, увеличивается опасность при выходе людей на тонкий лед.
Прогноз солнечной активности и геомагнитной обстановки
По данным информационного портала «Gismeteo» официального сайта компании «Центр Фобос» в ближайшие сутки прогнозируется низкий УФ-индекс и небольшие возмущения геомагнитного поля.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
активизацией оползневых процессов
На территории Нижегородской области существует опасность оползневых процессов. Наиболее вероятно проявление геологических процессов на территории Кстовского муниципального округа.
Прогноз рисков возникновения ЧС, обусловленных биологическими опасностями
Возникновение ЧС маловероятно.
Прогнозируется сезонная заболеваемость ОРВИ среди населения области.
Существует вероятность возникновения новых случаев заболевания животных бешенством. Наиболее неблагоприятными муниципальными образованиями по заболеванию животных являются г.о. г. Арзамас, г.о. г. Чкаловск, г.о. Перевозский, Ардатовский, Вадский, Дальнеконстантиновский, Гагинский, Городецкий, Княгининский, Пильнинский муниципальные округа.
Существует вероятность возникновения новых случаев заболевания африканской чумы свиней. Наиболее неблагоприятным муниципальным образованием по заболеванию является Тоншаевский муниципальный округ.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
авариями на электроэнергетических системах
Количество аварий на объектах энергетики прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 1-7. Источник – повреждение элементов электроустановок, ложное срабатывание устройств релейной защиты и автоматики, несанкционированное воздействие посторонних лиц и организаций. Наибольшая вероятность прогнозируется в г.о. г. Н. Новгород.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения
Возникновение ЧС маловероятно.
Количество аварий на объектах ЖКХ прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 30-40. Источник – старение материала труб и заделки раструбных соединений, коррозионные процессы, разгерметизация стыков, появление свищей, раковин и т.д. В целом по области износ сетей теплоснабжения – 64%, водоснабжения – 74 %, канализационных систем – 66 %. Наибольшая вероятность прогнозируется в г.о. г. Н. Новгород, г.о. г. Дзержинск.
На территории всей области существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с повреждением газопроводов низкого давления и внутриквартальных газопроводов вследствие наезда автомобильного транспорта, ДТП и проведения земляных работ.
Прогноз рисков увеличения количества техногенных пожаров
На всей территории области сохранится вероятность возникновения техногенных пожаров, в том числе с травмированием/гибелью людей. Количество техногенных пожаров прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 7-14. Источник – несоблюдение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, неосторожное обращение с огнем. Наибольшая вероятность возникновения пожаров существует в г.о. г. Н. Новгород, Павловском м.о.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах из-за нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования на всей территории области.
Сохраняется вероятность отравления людей угарным газом при неправильном использовании печного и газового оборудования.
Прогноз рисков затруднения в движении транспорта и увеличения количества ДТП
Дорожно-транспортные происшествия
Количество ДТП с пострадавшими на дорогах Нижегородской области прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 7-14. Источник – несоблюдение водителями скоростного режима и дистанции между транспортными средствами, нарушение правил обгона, низкая дисциплинированность водителей и пешеходов, ненадлежащее состояние дорожного полотна.
Наибольшая вероятность ДТП ожидается на федеральных автомобильных трассах (г.о. г. Арзамас, г.о. г. Бор, г.о. г. Дзержинск, г.о. Воротынский, г.о. Навашинский, г.о. Перевозский, г.о. Семеновский, Ардатовского, Богородского, Бутурлинского, Вадского, Володарского, Воскресенского, Дальнеконстантиновского, Кстовского, Лукояновского, Лысковского, Пильнинского, Починковского, Сергачского, Шатковского муниципальных округов), а также на автомобильных дорогах г.о. г. Н. Новгород.
Для автомобильной дороги М-7 «Волга» выделено 27 опасных участков, общей протяженностью 28,499 км: Володарский м.о. (5 участков протяженностью 1,78 км); г.о. г. Дзержинск (3 участка протяженностью 3 км); г.о. г. Н. Новгород (2 участка протяженностью 1,22 км); Богородский м.о. (4 участка протяженностью 2,154 км); Кстовский м.о. (7 участков протяженностью 9,345 км); Лысковский м.о. (4 участка протяженностью 9 км); г.о. Воротынский (2 участка протяженностью 2 км).
Для автомобильной дороги Р-158 Н. Новгород – Саратов выделено 19 опасных участков общей протяженностью 22,947 км: Кстовский м.о. (1 участок протяженностью 1,217 км); Дальнеконстантиновский м.о. (2 участка протяженностью 3,005 км); Лукояновский м.о. (9 участков протяженностью 7,575 км); Починковский м.о. (7 участков протяженностью 11,15 км).
Для автомобильной дороги Р-177 «Поветлужье» Н. Новгород – Йошкар-Ола выделено 11 опасных участков, общей протяженностью 8,068 км: г.о. Семеновский (7 участков протяженность 8 км); Воскресенский м.о. (4 участка протяженность 0,068 км).
Для скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток» («Москва – Нижний Новгород – Казань») опасные участки не определены.
Прогноз рисков возникновения ЧС, связанных с авариями на железнодорожном,
авиационном и речном транспорте
Прогнозируется наименьшая вероятность (0,1-0,2) возникновения ЧС и происшествий на железнодорожном, авиационном и речном транспорте.
XI. Рекомендации по реагированию на прогноз
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, органам исполнительной власти Нижегородской области, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций:
Оперативный ежедневный прогноз довести до глав администраций муниципальных районов и городских округов через ЕДДС муниципальных образований, органов управления функциональных и территориальной подсистем Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, до заинтересованных организаций.
Обеспечить принятие (на основе прогнозируемой вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС;
Выполнить комплекс превентивных мероприятий и обеспечить готовность к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение и информирование населения, а также работу со СМИ;
Организовать инструктаж и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС.
Обеспечить контроль за готовностью сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации возможных аварий и ЧС.
Организаторам проведения массовых мероприятий на открытом пространстве обеспечить безопасность участников мероприятий.
Восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС.
Продолжить контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание.
Проводить на территории муниципальных образований противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения. Выявлять места проживания неблагополучных в социальном отношении семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, а также ветхого жилья, уделяя особое внимание организации профилактической работы с данной категорией населения.
Продолжить разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о правилах поведения на массовых мероприятиях.
Вести контроль устойчивой работы объектов ЖКХ, объектов жизнедеятельности (энергетики, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения) и готовности сил и средств РСЧС к ликвидации возможных аварий на объектах ЖКХ.
Совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования.
Продолжить реализацию мер по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильном, авиационном и железнодорожном транспорте.
Все земельные и строительные работы в пределах оползневой зоны должны вестись в строгом соответствии с СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» и с СП 436.1325800.2018 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов». При строительстве и эксплуатации земельных участков в оползневых зонах рекомендуется получение инженерно-геологического заключения о состоянии территории, проведение инженерно-геологических изысканий и разработка на основании проектной документации комплекса противооползневых мер.
Для обеспечения безопасности людей на водных объектах проводить профилактическую работу с населением через средства массовой информации (выступления на радио, печатные издания), организовать патрулирование;
Продолжить проведение профилактических, лечебных, карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий по борьбе с инфекционными и инвазионными болезнями животных.
При реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание организации межведомственного взаимодействия.
Организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения.