ОПЕРАТИВНЫЙ ЕЖЕДНЕВНЫЙ ПРОГНОЗ возможных чрезвычайных ситуаций на территории Нижегородской области на 26 сентября 2025 г.
I. Оправдываемость оперативных прогнозов за прошедший период
Оперативный ежедневный прогноз за прошедшие сутки оправдался на 100 %.
II. Динамика синоптических процессов
26 сентября облачно с прояснениями. Местами небольшие дожди. Ветер северо-западный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью +1…+6°С, местами заморозки до -2°С, днем +7…+12°С.
27 сентября облачно с прояснениями. Ночью местами, днем в большинстве районов кратковременные дожди. Ветер северо-западный, северный 5-10 м/с. Температура воздуха ночью +3…+8°С, днем +8…+13°С.
28 сентября облачно с прояснениями. Местами кратковременные дожди. Ветер северный, северо-восточный 4-9 м/с. Температура воздуха ночью 0…+5°С, местами заморозки до -2°С, днем +6…+11°С.
Среднесуточная температура воздуха 26 сентября ожидается на 1-2° выше нормы, ветер слабый и умеренный. Прогнозируется небольшой дождь.
Опасные метеорологические явления: не прогнозируются.
Неблагоприятные метеорологические явления: 26 сентября по 2 октября 2025 г. местами по Нижегородской области и г. Нижнему Новгороду сохранится высокая (4 класс) пожароопасность лесов и торфяников.
III. Гидрологическая обстановка
Уровенный режим рек округа соответствует среднемноголетним значениям.
Изменение уровней воды за прошедшие сутки на реках области от -20 до +3 см.
Сведения о водохозяйственной обстановке на водных объектах
(режим работы водохранилищ Волжско-Камского каскада)
С учетом складывающихся гидрологических условий и водохозяйственной обстановки в Волжско-Камском бассейне на период с 11.09.2025 по 10.10.2025 включительно устанавливаются следующие режимы работы гидроузлов водохранилищ:
Рыбинского – в режиме обеспечения установленного режима работы Нижегородского гидроузла;
Нижегородского – средними за период сбросными расходами 1250-1300 куб.м/с, в режиме поддержания уровней воды в верхнем бьефе в пределах отметок 83,6 - 84,0 мБС, без учета сгонно-нагонных ветровых явлений.
Чебоксарского - в режиме поддержания уровня воды в верхнем бьефе в пределах отметок 63,0 – 63,3 мБС, без учета сгонно-нагонных ветровых явлений.
Режимы подлежат оперативной корректировке в зависимости от складывающихся гидрометеорологических условий и водохозяйственной обстановки.
По состоянию на 25 сентября Горьковское водохранилище работает в штатном режиме. Текущие данные по водохранилищу составляют:
- уровень воды в верхнем бьефе – 83,76 мБС (НПУ – 84 мБС, ФПУ – 85,5 мБС);
- уровень воды в нижнем бьефе – 66,52 мБС;
- объем – 8,46 куб. км (наполнение 87 %);
- расход – 1126 куб. м/с;
- приток – 1440 куб. м/с.
IV. Лесопожарная обстановка
По данным ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС», 24.09.2025 на территории области в лесах установились 4, местами 1, 2, 3 классы пожароопасности.
Полностью 4-й класс пожароопасности в лесах установился на территории 25 МО: г.о. г. Арзамас, г.о. г. Выкса, г.о. г. Кулебаки, г.о. г. Нижний Новгород, г.о. г. Саров, м.о. г. Первомайск, Большеболдинский, Большемурашкинский, Бутурлинский, Вадский, Вознесенский, Гагинский, Дальнеконстантиновский, Дивеевский, Княгининский, Краснооктябрьский, Кстовский, Лукояновский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Сергачский, Сеченовский, Спасский, Шатковский муниципальные округа.
Частично 4-й класс пожароопасности в лесах установился на территории 11 МО: г.о. г. Дзержинск, м.о. г. Бор, Ардатовский, Балахнинский, Богородский, Володарский, Воротынский, Воскресенский, Лысковский, Навашинский, Семеновский муниципальные округа.
Частично 3-й класс пожароопасности в лесах установился на территории 6 МО: Вачский, Городецкий, Ковернинский, Краснобаковский, Павловский, Сосновский муниципальные округа.
Полностью 2-й класс пожароопасности в лесах установился на территории 1 МО: Шарангский муниципальный округ.
Частично 2-й класс пожароопасности в лесах установился на территории 8 МО: м.о. г. Чкаловск, м.о. г. Шахунья, Варнавинский, Ветлужский, Сокольский, Тонкинский, Тоншаевский, Уренский муниципальные округа.
Данные по метеостанциям ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС»
|
Метеостанция |
Количество осадков, выпавших с 06 час 24 сентября |
Показатель горимости на 16 часов 24 сентября |
|
Ветлуга |
Без осадков |
1 |
|
Шахунья |
0,5 |
1 |
|
Красные Баки |
3,0 |
1 |
|
Воскресенское |
Без осадков |
4 |
|
Семенов |
0,1 |
4 |
|
Городец |
0,1 |
1 |
|
Дзержинск |
0,1 |
4 |
|
Н. Новгород (Приокский район) |
Без осадков |
4 |
|
Н. Новгород (Автозаводский район) |
0,1 |
4 |
|
Лысково |
1,0 |
4 |
|
Павлово |
Без осадков |
1 |
|
Выкса |
Без осадков |
4 |
|
Д. Константиново |
Без осадков |
4 |
|
Арзамас |
1,0 |
4 |
|
Сергач |
0,6 |
4 |
|
Лукоянов |
0,3 |
4 |
|
Большое Болдино |
1,0 |
4 |
Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2025 № 230 на территории Нижегородской области установлен особый противопожарный режим.
За прошедшие сутки природные пожары не зарегистрированы.
Всего с начала пожароопасного периода на территории Нижегородской области возникло 36 (АППГ – 50) природных пожаров (в том числе лесных – 34, торфяных – 2). Площадь, пройденная огнем, составляет 64,07 га (АППГ – 140,646 га), в том числе лесная 64,05 га, торфяная – 0,02 га.
За прошедшие сутки на территории Нижегородской области зарегистрировано 0 термоточек, АППГ - 0.
С начала года на территории Нижегородской области зарегистрировано 426 термоточек (338 – подтверждены, 88 – не подтверждены), АППГ – 309 термоточек, увеличение на 37,8 % (+117 термоточек).
V. Радиационно-химическая и экологическая обстановка
По данным ФГБУ «Верхне-Волжского УГМС», радиационный фон в г.о. г. Н. Новгород 15 мкР/час, что соответствует естественному фону.
На стационарных постах (ПНЗ) в городах Нижегородской области в соответствии с установленной программой наблюдений в атмосферном воздухе контролируется содержание взвешенных веществ (пыль), диоксида серы, оксида углерода, диоксида азота, оксида азота, аммиака, формальдегида, сероводорода, углеродсодержащего аэрозоля, фенола, хлора, хлорида водорода, фторида водорода, серной кислоты, ароматических углеводородов. Информации об аварийных ситуациях не поступало.
В период с 23 по 24 сентября в Автозаводском районе г. Нижний Новгород максимальная разовая концентрация формальдегида превысила допустимую норму в 2,2 раза.
В гг. Дзержинска, Кстово и Арзамас превышений допустимых норм содержанием контролируемых примесей не выявлено.
В г. Нижний Новгород и в других городах Нижегородской области уровень радиации оставался в пределах естественных значений.
VI. Экзогенная геологическая обстановка
На контроле Главного управления МЧС России по Нижегородской области находятся 3 ситуации экзогенно-геологического характера в г.о. г. Дзержинск (просадка грунта) и в Кстовском (оползень), Сосновском (карстовый провал) муниципальных образованиях.
VII. Агрометеорологическая обстановка
В Уренском муниципальном округе по данным наблюдений метеопоста Арья с 22 августа по 05 сентября 2025 года наблюдалось опасное агрометеорологическое явление – переувлажнение почвы. В период уборки урожая состояние почвы на глубине 10-12 см по визуальной оценке увлажненности оценивается как липкое.
VIII. Биологические опасности
Эпизоотическая обстановка
Указами Губернатора Нижегородской области введены ограничительные мероприятия (карантин) по бешенству на территории городских округов: г. Арзамас, г. Кулебаки, г. Нижний Новгород и муниципальных округов: г. Чкаловск, Большемурашкинский, Городецкий, Дальнеконстантиновский, Перевозский Пильнинский, Починковский, Сеченовский, Лысковский, Краснооктябрьский.
Всего 20 случаев на территории 13 муниципальных образований в 18 населенных пунктах:
|
№ п/п |
Муниципальное образование |
Населенный пункт |
Дата введения карантина |
Нормативно-правовой акт |
Животное, контакт с людьми |
|
1 |
Сеченовский м.о. |
д. Новоселки |
22.08.2025 |
Указ Губернатора №172 от 28.08.2025 |
лиса (контакт с человеком) |
|
2 |
Городецкий м.о. |
г. Городец, с/о «Просвещение» |
08.04.2025 |
Указ Губернатора №82 от 10.04.2025 |
кошка (контакта с людьми нет) |
|
3 |
п. Городецкий |
17.07.2025 |
Указ Губернатора №147 от 21.07.2025 |
собака (контакта с людьми нет) |
|
|
4 |
д. Кирюшино |
25.07.2025 |
Указ Губернатора №154 от 29.07.2025 |
собака (контакта с людьми нет) |
|
|
5 |
Дальнеконстантиновский м.о. |
п.ст. Суроватиха |
28.04.2025 |
Указ Губернатора №178 от 02.09.2025 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
6 |
28.08.2025 |
собака (контакта с людьми нет) |
|||
|
7 |
м.о. г. Чкаловск |
д. Котельницы |
08.07.2025 |
Указ Губернатора №138 от 10.07.2025 |
собака (контакт с человеком) |
|
8 |
г.о. г. Арзамас |
с. Чернуха |
10.07.2025 |
Указ Губернатора №179 от 02.09.2025 |
собака (контакта с людьми нет) |
|
9 |
28.08.2025 |
собака (контакта с людьми нет) |
|||
|
10 |
Пильнинский м.о. |
р.п. Пильна |
18.07.2025 |
Указ Губернатора №146 от 21.07.2025 |
собака (контакт с людьми) |
|
11 |
Большемурашкинский м.о. |
р.п. Б. Мурашкино |
01.08.2025 |
Указ Губернатора №157 от 01.08.2025 |
кошка (контакт с человеком) |
|
12 |
д. Городищи |
22.08.2025 |
Указ Губернатора №171 от 27.08.2025 |
собака (контакт с людьми) |
|
|
13 |
г.о. г. Н. Новгород (Кстовский район) |
с. Работки |
30.07.2025 |
Указ Губернатора №155 от 31.07.2025 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
14 |
м.о. Перевозский |
с. Танайково |
13.08.2025 |
Указ Губернатора №166 от 15.08.2025 |
кошка (контакт с человеком) |
|
15 |
с. Дубское |
04.09.2025 |
Указ Губернатора №184 от 05.09.2025 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
|
16 |
Починковский м.о. |
с. Починки |
28.08.2025 |
Указ Губернатора №180 от 04.09.2025 |
собака (контакта с людьми нет) |
|
17 |
г.о. г. Кулебаки |
д. Меляево |
01.09.2025 |
Указ Губернатора №182 от 04.09.2025 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
18 |
с. Теплово |
15.09.2025 |
Указ Губернатора №191 от 18.09.2025 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
|
19 |
Лысковский м.о. |
г. Лысково |
10.09.2025 |
Указ Губернатора №186 от 11.09.2025 |
лиса (контакта с людьми нет) |
|
20 |
Краснооктябрьский |
д. Загарино |
16.09.2025 |
Указ Губернатора №189 от 18.09.2025 |
КРС (контактов с людьми нет) |
|
|
13 МО |
18 НП |
|
|
|
IX. Обстановка на системах ЖКХ и электроснабжения
За прошедшие сутки ЧС не зарегистрировано.
Зафиксировано 62 технологических нарушения режимов работы объектов ЖКХ и энергетики, из которых 50 аварийных и 12 плановых отключений:
- газоснабжение – 25 аварийных отключений;
- водоснабжение – 22 (из них 21 аварийное отключение);
- электроснабжение – 15 (из них 4 аварийных отключения).
Готовность объектов ЖКХ к началу эксплуатации в осенне-зимний период 2025–2026 годов, составляет:
- котельные – 92,77% (1810 ед. из 1951 ед.);
- тепловые сети (в двухтрубном исчислении) – 95,39 % (3734,2 км из 3914,8 км.);
- центральные тепловые пункты (ЦТП) – 99,65 % (282 ед. из 283 ед.);
- тепловые насосные станции – 100,0 % (36 ед. из 36 ед.);
- водозаборы – 98,82 % (2600 ед. из 2631 ед.);
- водопроводные сети – 93,40% (11600 км. из 12419 км.);
- очистные сооружения водопровода – 92,86 % (143 ед. из 154 ед.);
- электрические сети – 95,86 % (50030,4 км. из 52193,7 км).
Созданы запасы топлива:
- уголь – 13,443 тыс. т (165,64 % от нормы);
- жидкое топливо –0,969 тыс. т (226,22 % от нормы).
По состоянию на 24.09.2025 к пуску тепла приступили 34 муниципальных образования области.
Пуск тепла выполнен на 100% в 12 муниципальных образованиях: м.о. г. Первомайск, м.о. Семеновский, Ардатовский, Большеболдинский, Ветлужский, Ковернинский, Краснобаковский, Сосновский, Спасский, Сеченовский, Тоншаевский, Тонкинский муниципальные округа,
X. Параметры прогноза возможных ЧС
Прогноз возникновения ЧС, обусловленных гидрологическими источниками
На реках области сохранится летне-осенняя межень. Возникновение ЧС не прогнозируется.
Прогноз возникновения чрезвычайных ситуаций, обусловленных агрометеорологическими источниками
Переувлажнение почвы препятствует уборке сельскохозяйственных культур в Уренском муниципальном округе.
Прогноз рисков возникновения ЧС, обусловленных природными пожарами
По данным ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» пожароопасность в лесах Нижегородской области ожидается 4 класс, местами 1-2 и 3 класс.
Возникновение ЧС не прогнозируется.
Существует высокая вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций (происшествий), связанных с палом сухой растительности и мусора (в т.ч. полигонов ТБО), термических аномалий, единичных очагов ландшафтных пожаров, перехода огня на жилые дома, хозяйственные, садовые, дачные постройки, объекты экономики, а также прилегающий лесной фонд. Источник – нарушение требований пожарной безопасности.
В муниципальных образованиях с 4 классом пожароопасности прогнозируется высокая вероятность (0,6 и выше) возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с возникновением природных пожаров. Наибольшая вероятность возникновения очагов природных пожаров прогнозируется в лесных массивах 36 МО: г.о. г. Арзамас, г.о. г. Выкса, г.о. г. Кулебаки, г.о. г. Нижний Новгород, г.о. г. Саров, м.о. г. Первомайск, г.о. г. Дзержинск, м.о. г. Бор, Ардатовский, Балахнинский, Богородский, Володарский, Воротынский, Воскресенский, Лысковский, Навашинский, Семеновский, Большеболдинский, Большемурашкинский, Бутурлинский, Вадский, Вознесенский, Гагинский, Дальнеконстантиновский, Дивеевский, Княгининский, Краснооктябрьский, Кстовский, Лукояновский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Сергачский, Сеченовский, Спасский, Шатковский муниципальные округа.
Прогноз солнечной активности и геомагнитной обстановки
По данным информационного портала «Gismeteo» прогнозируется низкий УФ-индекс, небольшие возмущения геомагнитного поля и слабая геомагнитная буря.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
активизацией оползневых процессов.
На территории Нижегородской области существует опасность оползневых процессов. Наиболее вероятно проявление опасных геологических процессов на территории г.о. г. Н. Новгород и муниципальных округов: Богородский, Воротынский, Кстовский, Краснооктябрьский, Лысковский, Сосновский.
Прогноз рисков возникновения ЧС, обусловленных биологическими опасностями
Возникновение ЧС маловероятно.
Существует вероятность возникновения новых случаев заболевания животных бешенством. Наиболее неблагоприятными муниципальными образованиями по заболеванию животных являются: г.о. г. Н. Новгород (Кстовский район), г.о. г. Арзамас, г.о.г. Кулебаки и муниципальные округа: г. Чкаловск, Большемурашкинский, Городецкий, Дальнеконстантиновский, Сеченовский, Починковский, Лысковский, Пильнинский, Перевозский, Краснооктябрьский).
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
авариями на электроэнергетических системах
Прогнозируется возникновение технологических нарушений (1-7) на объектах энергоснабжения на уровне среднемноголетних значений без достижения критериев ЧС. Источник – погодные явления, износ электросетей – 13,3%, трансформаторных подстанций - 28,3%. Наибольшая вероятность прогнозируется на территории г.о. г. Н. Новгород, и муниципальных округов: г. Бор Богородский.
Прогноз рисков возникновения ЧС и происшествий, обусловленных
авариями на коммунальных системах жизнеобеспечения
На всей территории области прогнозируется возникновение технологических нарушений (40-50) на объектах ЖКХ на уровне среднемноголетних значений без достижения критериев ЧС. Источник – погодные явления, водопроводные ветхие сети составляют 46,9%, тепловые – 45,4%, канализационные – 55,1%. Наибольшее количество ЧС и происшествий регистрируется на территории городских округов: г. Н. Новгород, г. Дзержинск, г. Арзамас и Володарского муниципального округа.
Существует вероятность возникновения аварийных ситуаций, связанных с повреждением газопроводов низкого давления и внутриквартальных газопроводов вследствие наезда автомобильного транспорта, ДТП и проведения земляных работ.
Прогноз рисков увеличения количества техногенных пожаров
На всей территории области сохранится вероятность возникновения техногенных пожаров, в том числе с травмированием/гибелью людей. Количество техногенных пожаров прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 10-20. Источник –несоблюдение правил пожарной безопасности, неисправность печного, газового или электрооборудования, неосторожное обращение с огнем. Наибольшая вероятность возникновения пожаров существует на территории городских округов: г. Н. Новгород, г. Дзержинск, г. Арзамас, г. Выкса и муниципальных округах: г. Бор, Балахнинский, Володарский, Кстовский, Павловский.
Существует вероятность возникновения пожаров и взрывов в результате прилёта беспилотных летательных аппаратов.
Существует вероятность взрывов бытового газа в жилых домах из-за нарушения правил безопасности при использовании газового оборудования на всей территории области. Сохраняется вероятность отравления людей угарным газом при неправильном использовании печного и газового оборудования.
Прогноз рисков затруднения в движении транспорта и увеличения количества ДТП
Количество ДТП с пострадавшими прогнозируется на уровне среднемноголетних значений 8-18. Источник – несоблюдение водителями скоростного режима и дистанции между транспортными средствами, нарушение правил обгона, низкая дисциплинированность водителей и пешеходов, ненадлежащее состояние дорожного полотна, погодные условия. Наибольшая вероятность ДТП ожидается на федеральных автомобильных трассах городских округов: г. Арзамас, г. Дзержинск и муниципальных округов: г. Бор, Ардатовский, Богородский, Бутурлинский, Вадский, Володарский, Воскресенский, Воротынский, Дальнеконстантиновский, Кстовский, Лукояновский, Лысковский, Навашинский, Перевозский, Пильнинский, Починковский, Семеновский, Сергачский, Шатковский, а также на автомобильных дорогах г.о. г. Н. Новгород, Балахнинского, Павловского муниципальных округов.
Для автомобильной дороги М-7 «Волга» выделено 8 опасных участков, общей протяженностью 37 км: Володарский м.о. (1); Богородский м.о. (1); Кстовский м.о. (2); Лысковский м.о. (2); м.о. Воротынский (1).
Для автомобильной дороги Р-158 Н. Новгород – Саратов выделено 3 опасных участка в Кстовском м.о. (1), г.о. г. Арзамас (1), Лукояновский м.о. (1).
Для автомобильной дороги Р-177 «Поветлужье» Н. Новгород – Йошкар-Ола выделено 12 опасных участков, общей протяженностью 8 км: м.о. Семеновский (8); Воскресенский м.о. (4).
Для скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток» («Москва – Нижний Новгород – Казань») опасные участки не определены.
Прогноз рисков возникновения ЧС, связанных с авариями на железнодорожном,
авиационном и речном транспорте
Прогнозируется наименьшая вероятность (0,1-0,2) возникновения ЧС и происшествий на железнодорожном, авиационном и речном транспорте.
Прогноз возникновения ситуаций, обусловленных сезонными рисками
Существует вероятность появления случаев потерявшихся и заблудившихся в природной среде, а также случаев отравлений дикоросами.
Существует вероятность возникновения происшествий на водных объектах, связанных с несоблюдением правил безопасности людьми на воде, а также с эксплуатацией маломерных судов (гидроциклы, водные мотоциклы, моторные лодки и т.п.) на всей территории области.
XI. Рекомендации по реагированию на прогноз
Территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, исполнительным органам Нижегородской области, органам местного самоуправления, руководителям ведомств и организаций в рамках своих компетенций:
Оперативный ежедневный прогноз довести до глав администраций муниципальных и городских округов, ЕДДС муниципальных образований, органов управления функциональных и территориальной подсистем Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, до заинтересованных организаций.
Обеспечить принятие (на основе вероятности возникновения ЧС и данных мониторинга складывающейся обстановки) решений о реализации комплекса предупредительных мероприятий и определение состава сил и средств ТП РСЧС.
Выполнить комплекс превентивных мероприятий и обеспечить готовность к реагированию на возможные ЧС (происшествия) в соответствии с прогнозом неблагоприятных метеорологических явлений с учетом имеющихся рисков, инициировать своевременное введение соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, обратить особое внимание на оповещение и информирование населения, а также работу со СМИ.
Организовать инструктаж и проверку готовности ЕДДС городских округов и муниципальных районов, ДДС предприятий жизнеобеспечения, потенциально опасных и критически важных объектов, аварийно-спасательных и ремонтно-восстановительных формирований, предназначенных для ликвидации возможных аварий и ЧС.
Обеспечить контроль за готовностью сил и средств муниципальных звеньев ТП РСЧС, привлекаемых к ликвидации возможных аварий и ЧС.
Организаторам проведения массовых мероприятий на открытом пространстве обеспечить безопасность участников мероприятий.
Провести проверку готовности резервных источников энергоснабжения.
Восполнять при необходимости резервы материальных ресурсов, созданные для ликвидации ЧС.
Продолжить контроль за состоянием источников противопожарного водоснабжения, обеспечить своевременное их обслуживание.
Проводить на территории муниципальных образований противопожарную пропаганду и обучение населения мерам пожарной безопасности.
Продолжать проверки противопожарного состояния административных зданий, учебных учреждений, производственных объектов. Проводить комплекс мероприятий по повышению пожарной безопасности на объектах с массовым пребыванием людей, обратить особое внимание на ВУЗы, общеобразовательные школы, дошкольные учреждения. Выявлять места проживания неблагополучных в социальном отношении семей, одиноких пенсионеров и инвалидов, а также ветхого жилья, уделяя особое внимание организации профилактической работы с данной категорией населения.
Организовать выполнение мероприятий в соответствии с Постановлением Правительства Нижегородской области от 01.04.2025 № 230 «Об установлении на территории Нижегородской области особого противопожарного режима».
Организовать экстренное оповещение населения при угрозе распространения природных пожаров на территорию населенных пунктов, а также при возникновении пожаров в населенном пункте.
Организовать доведение до населения через размещение в средствах массовой информации, на сайтах органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Нижегородской области памяток по противопожарной безопасности:
- не жгите мусор на своих садовых и дачных участках;
- не сжигайте мусор вблизи леса и лесных насаждений;
- не разводите костры в лесах;
- не курите, не бросайте горящие спички, окурки, не вытряхивайте из курительных трубок горячую золу;
- не оставляйте в лесу промасленный или пропитанный бензином, керосином и иными горючими веществами обтирочный материал;
- не оставляйте на освещенной солнцем лесной поляне бутылки, осколки стекла, другой мусор.
Продолжить разъяснительную работу с населением о соблюдении правил дорожного движения на автодорогах, о соблюдении правил пожарной безопасности в жилом секторе, о правилах поведения на массовых мероприятиях.
Вести контроль устойчивой работы объектов ЖКХ, объектов жизнедеятельности (энергетики, газоснабжения, водоснабжения, теплоснабжения) и готовности сил и средств РСЧС к ликвидации возможных аварий на объектах ЖКХ.
Совместно с организациями, обслуживающими жилой фонд, проводить разъяснительную работу с потребителями (абонентами) природного газа по пользованию газом в быту и содержанию ими газового оборудования в исправном состоянии, проводить мероприятия по обеспечению безопасной эксплуатации газового оборудования.
Продолжить реализацию мер по предупреждению возникновения ЧС и аварийных ситуаций на автомобильном, авиационном и железнодорожном транспорте.
Все земельные и строительные работы в пределах оползневой зоны должны вестись в строгом соответствии с СНиП 22-02-2003 «Инженерная защита территорий зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения» и с СП 436.1325800.2018 «Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от оползней и обвалов». При строительстве и эксплуатации земельных участков в оползневых зонах рекомендуется получение инженерно-геологического заключения о состоянии территории, проведение инженерно-геологических изысканий и разработка на основании проектной документации комплекса противооползневых мер.
Для обеспечения безопасности людей на водных объектах проводить профилактическую работу с населением через средства массовой информации (выступления на радио, печатные издания), организовать патрулирование.
Продолжить проведение профилактических, лечебных, карантинных и ветеринарно-санитарных мероприятий по борьбе с инфекционными и инвазионными болезнями животных.
При реагировании на чрезвычайные ситуации уделять внимание организации межведомственного взаимодействия.
Организовать работу по использованию мобильного приложения «МЧС России» в своей деятельности, а также информированию населения о пользе и возможностях данного мобильного приложения, в целях повышения культуры безопасного поведения.